Школьные оценки


4 мифа про ЕГЭ, в которые до сих пор верят многие родители, а зря

07.10.19 - 15:04

Споры вокруг ЕГЭ с каждым годом становятся заметно тише. Ведь сегодня школьники имеют дело уже совсем не с тем экзаменом, который сдавали первые участники образовательного эксперимента.

 

Экзамен уже не представляет собой только тестовые задания и игру в «угадайку», а именно с этим он ассоциировался в первые годы введения.

 

ЕГЭ претерпел большую трансформацию для того, чтобы сегодняшние выпускники школ могли пройти испытание, которое исключает элемент случайности и трезво оценивает способности сдающих, предоставляя равные возможности для всех выпускников.

 

Каждый год специалисты ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) анализируют результаты ЕГЭ и вносят изменения в формат экзамена. И если сейчас эксперты дорабатывают задания по мелочам, то несколько лет назад они убирали целые блоки, чтобы исключить вероятность случайного набора баллов.

 

Несмотря на то что споры вокруг экзамена поутихли, в обществе до сих пор гуляет несколько мифов о ЕГЭ, имеющих мало общего с реальностью.

 

Вместе с руководителем департамента исследований и разработок MAXIMUM Education Еленой Провозен мы поговорили о мифах, собравшихся вокруг ЕГЭ, и разобрались, соответствует ли хотя бы один из них действительности.

 

Миф 1: ответы к ЕГЭ можно купить

Все КИМы (контрольно-измерительные материалы) Рособрнадзор рассылает по регионам незадолго до экзаменов на зашифрованных дисках. Разные регионы получают разные варианты. Зашифрованные диски взломать очень сложно. Задания печатаются прямо в аудитории в момент, когда дети уже находятся в пунктах проведения экзамена (ППЭ). После завершения экзамена ответы сканируются при ребенке.

 

Нет возможности внести изменения и что-то дописать в бланк ответа.

 

Кроме этого, весь процесс сдачи экзамена от момента прихода детей в аудиторию до их выхода фиксируют камеры, которые позволяют отслеживать все возможные нарушения.

 

Но действительно, раньше процедура была другой. И дети могли найти варианты КИМов в интернете. Так, например, случилось в 2013 году. Тогда разразился большой скандал и контроль за проведением экзамена заметно ужесточили: появились зашифрованные диски с заданиями, металлодетекторы на входе, камеры, независимые наблюдатели, задания начали печатать прямо в ППЭ.

 

Противники экзамена на это могут парировать:

«Не важно, как школьник написал экзамен — важно, как экзамен проверили».

 

Но и эти контраргументы выглядят сегодня несостоятельно: все тестовые задания проверяют автоматически, затем все не зачтенные компьютером ответы просматривает эксперт и добавляет баллы в тех случаях, где это возможно.

 

Задания с развернутым ответом проверяют двое экспертов, если их оценка задания не сходится, то они ставят балл в пользу сдающего. Если расхождение в оценке серьезное, то работу проверяет третий эксперт.

 

Миф 2: мы позаимствовали эти тесты на Западе, где от них давно отказались

В США выпускники школ, которые претендуют на поступление в колледж или университет также сдают централизованные тестирования: SAT (Scholarship Achievement Test) или ACT (American College Testing). Причем более половины заданий в таких экзаменах — задания с выбором ответа. То есть ученики сдают тот экзамен, который уже давно в России эволюционировал.

 

В американский SAT и ACT входят задания из нескольких областей знаний. Подобная практика применяется не только в США — Психотест в Израиле, YSG в Турции, Гаокао в Китае.

 

Основное отличие такого формата от ЕГЭ в том, что в России школьники выбирают конкретные предметы, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

 

Например, если школьник претендует на поступление в юридический, то он может выбрать для сдачи обществознание и историю (базовая математика и русский — по умолчанию). Требовать от выпускника сдачи физики, химии или биологии никто не будет. Схожая система введена во многих странах Европы: ЦТ в Беларуси, ЗНО в Украине, BAC во Франции.

 

В разных странах процесс сдачи экзамена устроен по-своему. Но основная идея, которая побуждает сохранять экзамен для всех стран, универсальна — предоставить всем выпускникам школ равные возможности.

 

Миф 3: в ЕГЭ включены задания по темам, которые изучают только в классах с углубленной программой

Экзамен проверяет знания школьной программы 5-11 класса. Никакие лишние темы (отсутствующие в одобренных программах) в экзамен попасть не могут.

 

В каждом экзамене есть легкие и сложные задания, есть пороговые баллы. Чтобы сдать экзамен и перейти порог, не нужно выполнять большую часть заданий.

 

Не выполнив задание на параметр в математике (одно из самых сложных), но выполнив остальные задания, можно набрать 90+ баллов и поступить в отличный вуз.

 

МИФ 4: «ЕГЭ — это только тесты и конвейер. Старый формат экзамена позволял объективнее оценить знания сдающих»

Сегодня экзамен по всем предметам давно не представляет собой сплошные тестовые задания. В гуманитарных предметах есть вопросы, которые предполагают развернутый ответ, где необходимо приводить аргументацию своей позиции. В математике все так же нужно уметь решать задачи.

 

Мы пришли к формату экзамена, который сильно похож на то, с чем сталкивались выпускники школ до введения ЕГЭ, но теперь эти требования стандартизированы, ученик точно знает, каким должно быть его сочинение, чтобы его оценили на высокий балл.

 

Можно сколько угодно спорить о том, что учитель может оценить знания ученика объективнее «бездушной машины», которая беспощадно поставит ноль баллов за некорректно записанный правильный ответ в бланк. Но эта же машина дает школьникам из разных регионов нашей страны возможность поступить в любой вуз.

 

Выпускники сталкиваются с едиными требованиями и получают одинаковые возможности.

 

Есть всего несколько правил, притом вполне справедливых, по которым выпускник должен научиться играть. И тогда у него все получится!